Методика обучения:

Актуальные проблемы подготовки водительских кадров...

... В последнее время в высших эшелонах власти бытует расхожее мнение о том, что в высоком росте аварийности на дорогах виновны автошколы. Снижение качества подготовки водителей связывают с появлением большого количества мелких частных школ, не имеющих достаточной материально технической базы и педагогических кадров, вследствие этого делается вывод: ликвидировать мелкие школы и создавать крупные учебные центры, оснащенные современным оборудованием и т.д. Предлагается создать некий конвейер по производству новоиспеченных водителей и таким образом решить все проблемы с подготовкой кадров и аварийностью на дорогах.

Многолетняя статистика ДТП утверждает: начинающие водители (со стажем до одного года) совершают ДТП в количестве 10-12% от общего их числа. Причина – в психологии начинающего водителя, который, не имея достаточных навыков вождения, ведет себя на дороге осторожно: не позволяет себе выезжать на встречную полосу движения, проезжать на красный свет, нарушать скоростной режим и т.д. И только на второй и третий год у водителя происходит переоценка своих возможностей и, как следствие, отступление от требований ПДД и безопасности.

Тем не менее, проблема качества обучения существует, и она должна решаться путем ужесточения требований к созданию и функционированию автошкол независимо от организационно-правовой формы и форм собственности. Лицензия должна выдаваться не на срок аренды помещения (как это делается во многих регионах), а не менее чем на три года, а лучше бессрочно, но при этом должен осуществляться регулярный и жесткий контроль за выполнением условий лицензирования. Качество подготовки водителей в автошколах, образовательных учреждениях проверяется при сдаче квалификационных экзаменов в ГИБДД. Критерием качества, по известным причинам, этот показатель являться не может. Кроме того, существующая на сегодня практика приема экзаменов у лиц, подготовившихся самостоятельно, фактически «размывает» понятие «водитель транспортного средства» как профессия. Правила дорожного движения п. 22.2 запрещают этот вид обучения. Однако, на практике этот вид самообразования продолжает пользоваться большой «популярностью».

Качество подготовки водительских кадров во многом обусловлено несовершенством действующего законодательства, межведомственной неразберихой, противоречиями, заложенными в нормативно-правовых документах в области образования и безопасности дорожного движения.

Пользуясь этим, во всех больших и малых городах, в частности, в Юрге действует и «процветает» большое количество нелицензированных автошкол, качество работы которых негативно влияет на уровень подготовки водителей в целом.

Пример из жизни: водитель – женщина решила припарковаться к краю проезжей части дороги. Расстояние между двумя стоящими автомобилями два корпуса. Поставить машину параллельно тротуару не смогла, припарковалась под углом 45°. Прохожий предлагает ей проехать чуть вперед и поставит машину на парковку задним ходом (параллельная парковка задним ходом). Минут пять пришлось объяснять, что это такое и еще десять, что бы выполнить.

Другой пример из жизни: инструктор с учеником подъезжает к Т-образному перекрестку, слева его обгоняет другой автомобиль и, резко перед самым перекрестком перестраивается вправо, подрезает учебный автомобиль. Произошла мелкая авария. Водитель, нарушивший ПДД, не признал себя виноватым, а в Протоколе написал, что он обгонял автомобиль на перекрестке.

В обоих случаях эти водители явно в автошколах не обучались.

Существенной причиной роста ДТП на дорогах, и это подтвердит любой водитель, является низкая правовая культура водителей, неуважение к другим участникам дорожного движения, что выражается в сознательном несоблюдении ПДД, нездоровом духе соперничества, лихачестве, желании «обставить» других и т.п.

Все эти негативные качества, проявляются у некоторых водителей в условиях перенасыщенности транспортом городских улиц, вечных пробок, плохой работе светофоров и т.д. Ситуация усугубляется при проезде чиновников со спецсигналами, маячками, спецномерами и т.д. Обыватель рассуждает так: им все можно, а почему мне нельзя?

Если властные структуры на самом деле хотят навести порядок в области безопасности дорожного движения в целом и в подготовке водительских кадров в частности, необходимо:

1. Создать единый федеральный орган в области безопасности дорожного движения, как это существует в цивилизованных странах.

2. Привести в соответствие нормативно-правовую базу с современными требованиями и мировой практикой.

3. Запретить прием квалифицированных экзаменов на право управления транспортными средствами у лиц, подготовившимися самостоятельно.

4. Наладить взаимодействие государственных органов, общественных организаций на федеральном уровне с целью выработки мер по совершенствованию деятельности в области безопасности дорожного движения и подготовки водительских кадров.

Анализ уроков ПДД в ООО «Академия вождения»

Ф.И.О. преподавателя: Васильев Игорь Владимирович

Количество обучающихся присутствующих на уроке: 10-18 человек.

Цель: Усвоение обучающимися Правил дорожного движения.

Задачи:

• Обучающая - формировать профессиональные знания по пункту 18 Правил дорожного движения;

• Развивающая – способствовать развитию навыков прочного усвоения через использование мультимедийных средств обучения;

• Воспитательная – способствовать развитию культуры вождения через знания Правил дорожного движения.

Цель занятия обоснована исходя из тем занятий по предмету «Правила дорожного движения».

Цель прогнозирует положительный конечный результат обучения.

Обучающая задача сформулирована с учетом предыдущих тем разделов.

Развивающая задача обусловлена наличием начальных навыков прочного усвоения знаний с использованием мультимедийных средств обучения.

Воспитательная задача сформулирована с учетом требований Департамента безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации.

Задачи обоснованны с учетом программных требований, необходимого уровня знаний, умений и навыков обучающихся; объема учебного материала, его содержания.

Использование мультимедийного обеспечения способствует эффективному достижению поставленной цели обучающимися. Поставленные цели урока достигнуты.

Типы уроков: комбинированные. Структура урока соответствует типу урока, его целям.

Структурные части урока взаимосвязаны, логически последовательны. Распределение времени по этапам урока закономерно. Организационный момент – 2 минуты; актуализация ЗУН – 5 минут; основная часть – 25 минут; закрепление – 7 минут; контроль знаний – 3 минуты; подведение итогов – 3 минуты.

Индивидуальная и групповая формы работы чередуются с целесообразным распределением времени по этапам урока. В основной части используется – групповая форма работы. Закрепление и контроль знаний проводятся в индивидуальной форме в автоматизированной системе оценки знаний.

Комплексно-методическое обеспечение урока - мультимедийный комплекс способствует достижению целей урока посредством задач. Информационно-коммуникационные технологии способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся. Использование различных мультимедийных программ и учебного пособия приводит к достижению прогнозируемого результата кратчайшим и наиболее продуктивным путём.

Обеспечение условий интерактивного обучения в индивидуальных и групповых режимах для формирования прочных знаний по предмету служит достижению цели урока.

Деятельность обучающихся на занятиях организованна рационально. Погружение в деятельность, завершение урока, темп ведения урока оптимальны для обучающихся. Уроки отражают последовательность действий преподавателя и обучающихся, структурно отображают систему использования мультимедийного комплекса на уроке. План реализуется полностью.

Содержание урока соответствует требованиям содержания программы. Изучаемая обучающимися информация доступна, логична, научно обоснованна.

Предмет «Правила дорожного движения» относится к специальным дисциплинам и обязателен для профессии «Водитель автотранспортных средств».

Ведущая идея на уроках – безаварийная профессиональная деятельность будущего автомобилиста.

Мультимедийное обеспечение урока эффективно использовалось для развития самостоятельного мышления, активной познавательной, коммуникативной, рефлексивной деятельности обучающихся.

Информационно - коммуникационные технологии применены правильно с учетом тем и целей уроков, возможностей обучающихся, соответствия мультимедийного обеспечения.

На уроках используются следующие методы обучения: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный (по типу познавательной деятельности); словесный, наглядный, практический с использованием информационно-коммуникационных технологий (по источнику знаний); приобретение знаний, формирование умений и навыков, закрепление ЗУН, проверка ЗУН (по назначению).

Основные виды деятельности: разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций, решение комплексных задач с использованием технических средств обучения.

Информация представляется средствами мультимедийных программ и учебных пособий.

Самостоятельная деятельность обучающихся организуется с нарастанием сложности, как в индивидуальном так и в групповом режимах.

Специальная профессиональная терминология на уроках используется точно, образно, эмоционально.

Четко прослеживаются межпредметные связи с дисциплинами: «Основы управления транспортным средством и безопасность дорожного движения», «Основы организации перевозок», с производственным обучением вождению автомобиля как в городе, так и за его пределами.

Обучающиеся проявляют на уроках интерес к предмету «Правила дорожного движения», на всех этапах занятий проявляют сознательную дисциплину, прилежание, внимательны, конструктивно отвечают на вопросы. Поддерживается интерес обучающихся к теме на протяжении всего урока.

Эффективное использование ИКТ обеспечивает работоспособность обучающихся на разных этапах уроков. Смена видов деятельности способствует активизации познавательной деятельности, а также здоровьесбережению в предметном поле урока.

Обучающиеся демонстрируют рациональные приемы работы, закрепляют навыки самоконтроля с использованием программного обеспечения урока; демонстрируют глубокие осознанные знания по темам уроков; умения выделять главное, решать комплексные профессиональные задачи по разбору различных дорожных ситуаций.

Обучающиеся проявляют умение самостоятельно применять навыки работы с ИКТ в мультимедийных программах для проверки усвоенных знаний с помощью автоматизированной системы контроля.

Проявляют адекватную реакцию на оценку выставленную программой, преподавателем.

Жесткие критерии оценивания понятны всем обучающимся, так как знание Правил дорожного движения обеспечивает безопасность движения не только водителей, но и пешеходов.

Создана ситуация успеха для каждого обучающегося. Результаты каждого этапа урока «работают» на конечный итог.

Обучающиеся с поставленной задачей справляются, прогнозируемый результат достигается, темы усваиваются.

Темпоритм уроков проходит на оптимальном уровне.

Высказывания и речевые обороты преподавателя соответствуют возрастным и личностным особенностям обучающихся.

На уроках используются разнообразные формы позитивных поощрений обучающихся.

Создание взаимосвязанных систем: мониторинга успешности обучения, информационно-аналитической системы и системы коррекции обеспечивает эффективность усвоения изучаемого материала.

Использование разработанного учебного пособия оптимизирует работу на уроке. Позволяет логично и взаимосвязано от изучения пункта правил дорожного движения перейти к разбору реальных дорожных ситуаций, а затем отработать вопросы в билетах ПДД, связанных с этой темой.

Уроки постоянно достигают поставленной цели.

Пути усовершенствования работы.

1. Совершенствование профессионально-педагогической техники.

2. Более тщательный отбор приемов ведения поисковой деятельности.

3. Операционное конструирование всех видов действий.